четверг, 27 апреля 2017 г.

Весенняя фотопрогулка в Царицыно

Приглашаю Вас на небольшую фотопрогулку по весеннему Царицыно.


Про Царицыно я уже неоднократно рассказывал, но в этот раз мы выбрали другой маршрут.
Пошли  вдоль Оранжерейных прудов, устроенных при помощи запруд в овраге, охватывающем Большой Царицынский Дворец с востока и севера. Первый из них появился в середине XVIII века, еще два – в начале XIX века. Задача у них была чисто утилитарная – обеспечение оранжерейного хозяйства водой.

Сейчас Оранжерейные  пруды сухие, но летом видимо их наполняют, потому что лично видел когда-то,  как через одну из плотин текла вода.
Оранжереи закрыли в 1860 году, несмотря на то, что они приносили неплохой доход. Пруды, соответственно, сначала живописно заросли, а потом и вовсе превратились в болота.
И оранжереи, и Оранжерейные пруды воссозданы в ходе большой реставрации Царицынского парка в начале нашего века.
Ну а дальше мы по Оранжерейному мосту, мимо  Хлебного дома,

обошли воссозданный большой Царицынский Дворец




и вернулись к оврагу.
А вон и Большой Царицынский мост, к которому я, собственно, и хотел попасть.

Но сначала всего два слова про Оранжерейный мост и Хлебный дом.
Хлебный дом начал строить Баженов, а закончил Матвей Казаков в 1788 году. Хлебным его называли в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах лепных украшений в виде каравая и солонки. Первоначально предполагалось здесь разместить кухонные службы для обслуживания Дворца, но Дворец, как известно, не сложился, поэтому кухонный корпус пустился во все тяжкие. И чего здесь только не было, а в советские годы вплоть  до 1970 года – коммунальные квартиры.
Оранжерейный мост появился в начале XIX века опять же для обслуживания оранжерей. Проект выдержан в общей стилистике Дворцового комплекса, хоть последний к тому времени уже уверенно переходил в стадию руин. Но парк-то дворцовый существовал и прекрасно справлялся с ролью излюбленного места отдыха благородной публики.
И так, Большой Царицынский мост. Сейчас трудно поверить, но до 1975 года этот мост использовался по прямому назначению: он был частью Царицынское шоссе.  Движение по мосту прекратилось, когда проложили Новоцарицынскую дорогу. А сдал мост в эксплуатацию Баженов в 1784 году.
Я впервые увидел его в конце 80-х годов прошлого века. Дело было поздней  осенью, а может ранней весной: деревья голые стояли. Не помню, почему мы оказались в этой части парка, который парком тогда назвать можно было весьма условно.  Помню, что продирались с супругой по дну оврага, сплошь заросшего ивняком, и вдруг среди ветвей увидели узнаваемую красную кирпичную кладку с белыми баженовскими узорами. Мы даже подумали, что каким-то образом вышли к Большому Дворцу. А когда поняли, что это нечто другое, я испытал чувство, которое наверное испытывает путешественник, обнаруживший давно утерянную реликвию. ставшую легендой.
По официальным данным реставрация Большого Царицынского моста началась в 1985 году, но мы тогда следов какой бы то ни было деятельности не обнаружили.
Зато сейчас, после реставрации и расчистки оврага, мост великолепен.
Давайте вместе полюбуемся им и на этом завершим небольшую фотопрогулку по Царицынскому парку.